Визитка ИсторияФизкабинет МетодикаКружки   Гостевая книга

Главная

Наша школа

МЕТОДИКА, стр. 1

Самостоятельная работа в кабинете физики

В кабинете физики созданы все условия для самостоятельной работы

                 КРАТКАЯ СПРАВКА: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нижнепоповская   основная общеобразовательная школа –малокомплектная сельская школа, обучается  около 100 учащихся, 8 классов-комплектов, физика изучается в 7-9 классах (2; 2; 2  часа).


 
На выставку поделок кружка

Г

 

оворя (в очень общей форме) о работе по совершенствованию системы обучения физике  следует, по-видимому, несколько слов сказать об основных исходных принципах её создания и развития.

                В смысле материально-технических возможностей – это в первую очередь наличие оборудованного кабинета, позволяющего решать актуальные задачи обучения и воспитания. Совершенно очевидно, что нельзя создать совершенный работоспособный кабинет физики раз и навсегда, поскольку меняется техническая оснащённость общества, в том числе на бытовом уровне, а значит, меняется социальный заказ на содержание физического образования, появляется более совершенные технические средства обучения и т.д.

                В организационном отношении важно дополнить классно-урочную систему, в рамках которой  весьма проблематична эффективная дифференциация обучения, особенно в малокомплектной школе, другими формами занятий. Это групповые занятия в разновозрастной группе, компьютерный кружок, конструирование оригинальных физических приборов, система личностно ориентированных домашних заданий, внеклассная работа.

                Активная роль учащихся в изучении предмета  совершенно необходимое условие успешной, положительно мотивированной учёбы. Демократизация школьной жизни – это   отнюдь  не только внешние атрибуты в виде всевозможных комитетов и комиссий, в которых позволено заседать ученикам. Демократизация - это в первую очередь свобода выбора для учащихся в рамках основного своего школьного дела – учения. Выбора содержания, глубины, форм, а в определённых рамках и сроков выполнения той или иной учебной задачи. Дифференциация обучения не должна быть дифференциацией учеников, а значит, она должна определяться не волей учителя, объединяющего детей в группы по способностям и прилежанию. Ученик САМ должен поставить себе планку на достижимой высоте, в рамках существующих возможностей сформировать стратегию и тактику учебной деятельности. Деятельность составляет основу процесса познания, только в рамках компетентностного подхода можно не только дать знания, но и обеспечить на их основе успешность выпускника школы в профессии, в жизни.

                Любая методическая система не может не развиваться.  При этом важно учитывать ценность школьной традиции, устоявшейся практики, которая в значительной степени характеризует лицо школы, в то же время, олицетворяя собой постоянство,  стабильность, незыблемость нравственных устоев науки, её естественного и неотвратимого развития. Незыблемость основ – это необходимое ощущение для каждого человека, тем более для ребёнка и, особенно в период кардинальных реформ, когда, казалось бы, всё меняется, всё переоценивается.

                С другой стороны при всей ценности традиции, диалектика такова, что школьный курс   физики должен меняться и содержательно и методически, потому что меняется, развивается  физика как наука, меняется общество, совершенствуется техника, открывая новые возможности.  К тому же чувство нового, стремление к совершенству должно быть присуще каждому человеку, тем более молодому, только начинающему жить. И, конечно, учителю.

                С интегрированием России в мировую экономику резко возрос поток научно-технической информации,  современная профессиональная деятельность становится невозможной без овладения информационными технологиями. Именно школа может и  должна готовить ребят к жизни в условиях информационного общества. Информатизация преподавания основ наук становится насущной необходимостью, предоставляя в то же время неограниченные возможности для совершенствования самого преподавания.

Образовательное учреждение не может оставаться в стороне от приоритетов развития образовательной системы в целом. Введение предпрофильной подготовки, создание элективных курсов, в том числе на стыке физики и математики, физики и технологии, физики и биологии и т.д. становится  условием присутствия школы в едином образовательном пространстве региона,    средством актуализации преподавания предмета в современных условиях.

                Разумеется, совершенствование педагогической системы обучения физике  происходит по самым разным направлениям, поэтому целесообразно говорить о самых важных,   системообразующих изменениях.

         Главным образом работа по  совершенствованию методики   направлена на усиление эффективности, индивидуальной направленности обучения. Проводится постоянно, в частности, работа по созданию дополнительного оборудования для физического эксперимента, которая ведется  на протяжении многих лет.   Многие из конструкций и методика их применения описывалась нами в журнале «Физика в школе»: действующие модели, доработка  серийного оборудования. За последние годы     был создан опыт  практической работы с такими устройствами на уроке по индивидуальным   заданиям, пример этого можно увидеть на очень многих уроках.        Практические навыки. Ученики выполняют лабораторную работу Цифровые диафильмы    

 1. Практические навыки. Ученики выполняют лабораторную работу; 2. Диафильмы в кабинете переведены на цифровую основу. Эту работу делают ученики-энтузиасты

 

 

Действующая модель поршневого насоса

 

 

Действующая модель поршневого насоса (раздаточный материал для практических работ)

 

 

    Как заполнить бланк аттестата без специальной программы                           

    Как заполнить бланк аттестата без специальной программы

 

 

Страницы 1 2        На главную     Карта сайта    Список статей      Материалы для урока

 
           
Лаборатория
Публикации
Ссылки
Гостевая книга
Материалы к уроку
Школа физики
 Сайт школы
 

Инф. методическое пособие для учащихся по теме "Строение вещества"

Прибор для демонстрации независимости действия сил

К вопросу о строении вещества

Связь  преподавания физики и биологии

Литературные материалы на уроке физики

Вопросы экологии в курсе физики

Анкета для учащихся

Результаты анкеты

Предпрофильный курс

Использование диафильмов

 

В кабинете большая коллекция GIF-анимаций. Броуновское движение

В кабинете большая коллекция GIF-анимаций. Броуновское движение.

Лабораторная работа: максимум самостоятельности

.Электровикторина помогает закрепить знания

Одна из форм закрепления материала

Демонстрация электрифицированной модели кран-балки

Электромагнитный прибор для демонстрации независимости действия сил

Действующие модели гидропресса, насосов

Многие опыты и демонстрации проводятся с самодельным оборудованием.